Страница 2 из 4

СообщениеДобавлено: Чт авг 28, 2008 9:10 pm
Эми
Ну почему Чехов считается таким уж пессимистом? Он ведь не вытаскивает нарочно какие-то гадости в жизни людей, не смакует их, как часто делают современные авторы. Да и во времена Чехова были писатели, гораздо мрачнее рисовавшие окружающую действительность. По-моему, у Горького, Л.Андреева, Арцыбашева были очень тяжелые произведения. А Чехов светлый... Он только грустит о людском несовершенстве.

СообщениеДобавлено: Чт авг 28, 2008 9:32 pm
Amadei
Volkonskaya
+1. :)
Несмотря на приведенную выше цитату, которой часто вооружаются люди, преподносящие Чехова как "обличителя мещанства и пошлости", я его совершенно по-другому воспринимаю. Не в упрек придерживающимся этого мнения, но тоже в голове не укладывается. :add15

СообщениеДобавлено: Пт авг 29, 2008 12:36 pm
mmai
Лесная Соня писал(а):Плюс терпеть не могу всякого рода назидания в литературе.
"Посмотрите на себя, посмотрите, как вы все плохо и скучно живёте !.."
Само собой напрашивается: а кто ты такой, чтобы лезть в ту жизнь, которой я живу?
Не нравится - не ешь, казалось бы 8)


Так Чехов же не проповедует, не поучает. Он просто показывает эту жизнь, в которой неплохие (а то и просто хорошие) люди становятся Ионычами или попадают в палату №6. А выводы каждый делает сам.

СообщениеДобавлено: Пт авг 29, 2008 6:12 pm
Лесная Соня
mmai
У Чехова получается, что такой жизнью живет большинство людей.
А Ионычами, согласись, все же становятся не все. Тем более не все попадают в дурдом.

СообщениеДобавлено: Пт авг 29, 2008 6:45 pm
Othello
Лесная Соня писал(а):mmai
У Чехова получается, что такой жизнью живет большинство людей.
А Ионычами, согласись, все же становятся не все. Тем более не все попадают в дурдом.

Не согласен. Чехов описывал определенный социальный слой, точнее даже часть его. Также как и Гоголь, Островский, Толстой и Достоевский. Никто из них не претендовал на описание всего мира.
Но проблематика их произведений общечеловеческая, поэтому они до сих пор актуальны.

СообщениеДобавлено: Вс авг 31, 2008 4:46 am
Лесная
У меня со знакомой (которую, кстати, весьма уважаю) была дискуссия ) Она: "Разве ты не чувствуешь, сколько в нем злобы?" А я сказала, что такая "злоба" всегда идет от неравнодушия - точнее, от любви, когда хочется схватить за плечи и встряхнуть: "Ну почему ты такой? Ну почему?" Она: "А разве злой не может любить? Любовь в насмешке и пародии". Я возразила, что у Чехова скорее все же не злоба, а горечь. Конечно, понимаю, что это спорное утверждение, но мне почему-то кажется, что это так. Иначе для чего он писал все это? Не похоже, что для одного самоутверждения. Значит, за "злобой" и горечью все-таки сквозила надежда на то, что читатели - нет, не станут другими, на это надеяться было бы глупо, - а, прочитав, узнают какую-либо свою черту и задумаются. Хотя бы. А кто-то, может быть, научится видеть.
Кроме того, у него есть не только сатирические вещи, но и лирико-философские, где мысль не растекается по поверхности, а проникает вглубь.
Интересна статья Вирджинии Вулф "Мистер Беннет и миссис Браун", там Чехов (на примере рассказа "Гусев") рассматривается как новатор, можно сказать, создатель нового литературного метода.

СообщениеДобавлено: Вс авг 31, 2008 6:50 pm
Othello
А давайте не будем голосоловны, обсудим какой-нибудь известный рассказ Чехова. Предлагаю "Каштанку".

Рассказ вполне типичный для Чехова.
Брошеную пьяным столяром собаку подбирает клоун, холит ее, лелеет, дает ей больше любви и заботы нежели она получала у прежнего хозяина, и все же собака возвращается к столяру едва завидев его на представлении.

Если бы Чехов захотел читать мораль, он бы оставил Каштанку у доброго клоуна: мол обращайтесь с животным хорошо, и оно вас будет всегда любить.

Но Антон Павлович предпочел более парадоксальную и вместе с тем жизненную развязку. Ибо сердцу не прикажешь, даже собачьему. И пусть столяр дурно обращается с ней и скорее всего опять где-нибудь оставит, собака его любит, в отличие от клоуна.

А автор скромно стоит в стороне и говорит: что же поделаешь, жизнь порой несправедлива (в частности, к бедному клоуну), но все равно неожиданно прекрасна.

Не думаю, что следует жалеть бедную собачку, ибо она поступила по зову сердца.

Где же тут горечь или пессимизм, скажите пожалуйста?

СообщениеДобавлено: Вс авг 31, 2008 11:27 pm
Лесная
Мы тогда говорили не о "Каштанке". И потом, горечь и пессимизм (тем более безысходность) - разные вещи. У Чехова много света в произведениях, поэтому горечь разбавлена. В этом смысле он реалистичен. Кроме того, у него отсутствует некая "аристократическая" грусть, которая характерна, например, для Бунина. Чехов, в отличие от него и Горького, не "расслаивает социум". По крайней мере, мне так кажется.

А насчет "Каштанки" - Вы настолько правы, что мне остается только согласиться. Собачку жалеть не хочется совершенно - она по-своему права. А вот клоуна...

СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 12:00 am
Othello
Ну, разберем другой рассказ.

"Цветы запоздалые", например. Разве он пессимистичен? Разве доктор не бросил свою сытую жизнь с богатой женой ради безнадежной любви умирающей девушки? Где же тут пессимизм?
Наоборот, Чехов открыл в казалось бы махровом эгоисте человечность, большие высокие чувства.

Возьмем, "Толстого и тонкого".
Тонкий в своем раболепстве разумеется мерзок. Чехов разоблачает в нем целый класс лизоблюдов. Но в контраст ему он поставил благородного человека - толстого, совершенно не испорченного карьерой, который относится к школьному товарищу с прежней теплотой, невзирая на разницу в степени. Толстый вместе с автором и читателем возмущается переменами, которые произвела в его товарище чиновничья система.
Но разве одна лишь система тут виновата, разве не сам человек охотно прогнулся под ней?

А "Чайка"?
Треплев стреляется ведь не просто так, а видя контраст между своей пустой бессмысленной жизнью и примером Нины Заречной, отдавшей все силы ради осуществления своей мечты.

Или "Дядя Ваня".
Да, горько видеть человека, осознавшего, что жизнь он потратил впустую ради ничтожного человека. Но кто же виноват в этом, если не он сам, что не разглядел в профессоре его никчемности?
Тут не безысходность, а предупреждение, призыв к зрителю, стараться жить достойно, чтобы потом не было мучительно больно...

Чехов остается в своих произведениях прежде всего великим гуманистом.

СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 1:05 am
Лесная
Othello, Вы все очень хорошо и правильно пишете, но, похоже, не замечаете, что я с Вами не спорю. Повторюсь еще раз: горечь и пессимизм - разные вещи. Второе Чехову НЕ присуще. Я тоже так думаю.

СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 1:23 am
Othello
Лесная
А я спорю в основном не с Вами. Горечи особенной в Чехове тоже не замечаю. Ну какая горечь в "Цветах запоздалых" или в "Каштанке"?
Скорее грусть...

СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 1:30 am
Лесная
Здесь - да. Но в "Дяде Ване" или "Вишневом саде", мне показалось, она присутствует. Другое дело, что не только она.

СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 11:00 am
Странник
Тут не безысходность, а предупреждение, призыв к зрителю, стараться жить достойно


Честно говоря, вера в возможность "прожить достойно" после чеховских сочинений как-то не появляется. :)

СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 3:04 pm
Лесная Соня
Странник
вот уж точно.
Живешь хорошо с обеспеченным мужем - и вроде как не испытала огромной любви, и вроде как жизнь твоя "сытая". И хочется даже извиниться за то, что любовь не безнадежна твоя, за то, что счастлива.

СообщениеДобавлено: Пн сен 01, 2008 3:10 pm
Othello
Лесная Соня
Смотри, не сглазь. :)