Литературный постмодернизм

Беседуем о художественных произведениях, написанных в жанре "проза". Делимся впечатлениями о прочитанном, обсуждаем новинки, произведения любимых авторов

Модераторы: The Warrior, Лесная Соня

Сообщение Othello » Сб июн 07, 2008 4:10 pm

ПРИЗНАКИ ПОСТМОДЕРНИЗМА

http://zhurnal.lib.ru/p/postmodern/004_o.shtml

"Все вещи, возникающие у меня в голове, растут не из корней своих,
а откуда-то с середины. Попробуй-ка удержать их, попробуй-ка держать траву
и самому держаться за нее, если она начинает расти лишь с середины стебля".
Из дневника Франца Кафки

Отцы "шизоанализа" Жиль Делез и Феликс Гуаттари раскладывали книги по трем полкам. На первую они ставили самые примитивные "черно-белые" книги с жесткой осевой структурой - эдаким корнем-фаллосом, неизменно растущем в одном направлении. На второй полке у них стояли книги с более мудреной корневой системой - их пракорень, так сказать, усыхал, порождая энное количество дочерних корней, которые всё равно росли в одну сторону, стремясь к некоему единству в следующем измерении. То ли Гуаттари, то ли Делез обмолвился, что на этой полке стояли труды Джойса и Ницше. Третья же полка предназначалась для книг с поистине запутанной корневой структурой, в принципе не имеющей родительских корней, жестких осей и какого бы то ни было единства. Не было новых измерений - использовались лишь имеющиеся множества с динамичной структурой и отношениями, множества, составляющие одновременно и оригинал и копии-репродукции. "Нет ни привилегированной точки зрения, ни объекта, общего для всех точек зрения, - говорил Делез. - Нет никакой возможности иерархии". А Гуаттари цитировал Франца Кафку, писавшего о деструктурных мыслях в своей голове.
Об этом также говорила романистка Айрис Мердок, деля романы на "журналистские"(бытовые истории с безликими персонажами и внешней повествовательной манерой) и "кристаллические"(внутренний мир героев с абстрактной литературной моделью). Её не устраивали оба варианта, она бы с удовольствием заглянула на третью полку, но "о времена, о нравы"...
В те времена литература делилась на два типа - элитарную и массовую. Элитарным, как известно, был модернизм, безапелляционно охарактеризованный Лесли Фидлером "бедностью духа", коль скоро живущие в элитарных башнях лишали себя большей части культуры, расположенной "ниже уровня облаков". Фидлер призвал к стиранию границ между элитарным и массовым, что непременно расширило бы возможности литературы и предоставило художнику публику. Но достичь этого можно было только методом "двойного кодирования"(например, внедрение остросюжетного детектива в философский трактат - так сказать, и вашим и нашим), о чем писал Умберто Эко на полях "Имени Розы", и что он неоднократно проделывал в этом и в других романах. "Постмодернизм - ответ модерну, - сказал Эко. - Если прошлое нельзя уничтожить - что пытался сделать модерн, но пришел к немоте - то, следовательно, его нужно иронически переосмыслить". По мнению итальянского ученого, в каком-либо сюжете можно и нужно цитировать другие сюжеты, осмысливать их, иронизировать над ними, наступая на шею конформизму.
"Произведение постмодерниста должно находиться на грани "реализма с ирреализмом, формализма с содержанализмом, - добавлял У. Эко, ссылаясь на Ролана Барта, - элитарной литературы с массовой".
Предвестником постмодернизма был поп-арт, культивировавший парадоксальное сочетание бытовых предметов, механических копий, фрагментов печатных изданий и тому подобное. Уже тогда стали рушиться эстетические табу, стерлась грань между "высоким" и "низким", уродливым и прекрасным. Старые средства синтезировались с новыми техническими средствами творчества.
Одним из первых теоретиков постмодернизма был Жак Деррида, боровшийся с метафизикой посредством деконструкции понятия бытия. Анализируя каждое высказывание, Деррида старался обнаружить в нем противоречивость, а затем, аналитически расчленяя и перегруппировывая, приходил к двум и более выводам. Понятие логоса как краеугольного камня культуры западного образца подверглось переосмыслению в философии постмодернизма. Логоцентристская парадигма, основанная на существовании универсальной закономерности мироздания, где источник всегда стоит над копией, а идея - над воплощением, всячески подрывалась процедурой деконструкции. "Нет больше логической ячейки языка - фразы", - заявил Ролан Барт. А Жак Деррида провозгласил "освобождение означающего от логоса и связанного с ним понятия истины". Постмодернизм осуществил радикальный отказ от идеи линейности и сопряженной с ней идеи однозначной рациональности, выраженной в понятии логоса.
Ситуация изменилась - уже никакой язык или метод не мог господствовать в реальности. "Все языки и все коды, - сказал Михаил Эпштейн, - все философские школы и художественные направления теперь становятся знаками культурного сверхъязыка, своего рода клавишами, на которых разыгрываются новые полифонические произведения человеческого духа". В произведения постмодернизма нет какой-то одной, глобальной истины, но локальные истины существуют в каждом фрагменте. Заимствованные и собственные идеи сливаются, их уже невозможно отделить друг от друга; изначальный смысл может быть неузнаваемым на выходе.

Итак, признаки постмодернизма:
- превращение философии в поэтику, истины в эстетическое средство;
- приоритет этимологии над историческим содержанием, торжество принципа: история - это только текст;
- отказ от подмены искусства философией, религией или политикой;
- уничтожение рвов и границ между массовым и элитарным, профанным и сакральным, творческим и бытовым;
- стирание граней между реально существующей картиной жизни и виртуальными реальностями;
- уравнивание высокого и низкого, уродливого и прекрасного, пусть даже путем пародирования и низвержения идеалов;
- интертекстуальность: построение текста при помощи явных и скрытых цитат и реминисценций к произведениям мировой литературы;
- заимствование героев и художественных образов из произведений мировой литературы;
- гипертекстуальность: организация единого текстового пространства как системы множества самостоятельных текстов, постоянно отсылающих читателя от одного из них к другому;
- неприятие идейного пафоса и возведение на его место самодостаточного игрового элемента;
- одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания;
- химеризация формы и значений;
- деконструкция как метод обращения с миром;
- аллегория как акт вторжения в посюстороннее;
- ирония как способ нонконформизма.

ПИСАТЕЛИ-ПОСТМОДЕРНИСТЫ

"Я упражняюсь в мышлении, а следственно, у меня всякая первоначальная
причина тотчас же тащит за собою другую, еще первоначальнее, и так далее
в бесконечность. Такова именно сущность всякого сознания и мышления"
Из подпольных записок Федора Достоевского.


ГОМЕР (лат. Homer, греч. Омирос) - хохочущий аэд;
аллегории и гипертекстуальность.

СЕРВАНТЕС Сааведра (Cervantes Saavedra) Мигель де (1547-1616) - призрачный рыцарь;
социальная сатира, пародии, ирония.

ШЕКСПИР (Shakespeare) Уильям (1564-1616) - рыдающий король;
заимствование сюжетов и образов, аллегории, интертекстуальность.

ГЮГО (Hugo) Виктор (1802-85) - смеющийся горбун;
уничтожение рвов между уродливым и прекрасным, одновременное существование в нескольких плоскостях.

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-1852) - маленький человек с копытами;
ирония, социальная сатира, стирание граней между вымыслом и реальностью.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821-81) - граф с топором;
одновременное существование в нескольких плоскостях, стирание граней между творческим и бытовым, уравнивание высокого и низкого.

ЧЕХОВ Антон Павлович (1860-1904) - интеллигентский футлярщик;
ирония, пародирование, низвержение идеалов.

ДЖОЙС (Joyce) Джеймс (1882-1941) - поэт потрохов;
замена философии поэтикой, химеризация формы и значений, пародии, низвержение идеалов, интертекстуальность, гипертекстуальность, аллегория, деконструкция.

КАФКА Франц (1883-1924) - адвокат бога;
аллегория, стирание граней между вымыслом и реальностью, ирония, социальная сатира.

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) - собачьих дел мастер;
аллегория, гипертекстуальность, обыгрывание сюжетов, одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания, заимствование героев и образов, пародирование.

БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899-1986) - вавилонский библиотекарь;
превращение философии в поэтику, заимствование сюжетов и образов, интертекстуальность, химеризация формы и значений.

КОРТАСАР (Cortazar) Хулио (1914-84) - утопающий в матЕ;
гипертекстуальность, уравнивание творческого и бытового, превращение философии в поэтику, интертекстуальность, литературные игры.

ВОННЕГУТ (Vonnegut) Курт (1922-2007) - миротворец на Марсе
ирония, неприятие идейного пафоса, гипертекстуальность, пародирование и низвержение идеалов.

СТРУГАЦКИЕ братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925-91) и Борис Натанович (р. 1933) - комсорги в зоне;
уравнивание высокого и низкого, одновременное существование в нескольких плоскостях,аллегория, ирония, социальная сатира, история как игра, неприятие идейного пафоса.

ФАУЛЗ (Fowlеs) Джон (р. 1926) - наперсточник любви;
гипертекстуальность, ирония, аллегория, интертекстуальность, смешение высокого и низкого.

ГАРСИА МАРКЕС (Garcia Marquez) Габриель (р. 1928) - штатский полковник;
аллегории, стирание граней между уродливым и прекрасным, творческим и бытовым; гипертекстуальность.

ДИК (Dick) Филип Киндред (1928-1982) - электроовечий парикмахер;
стирание граней между реальностью и виртуальностью, одновременное существование в нескольких плоскостях.

ПАВИЧ Милорад (р. 1929) - перчаточник снов;
аллегория, химеризация формы и значений, гипертекстуальность, стирание граней между реальностью и вымыслом.

ЭКО (Eco) Умберто (р.1932) - тамплиер с лупой;
ирония, переосмысление истории, литературные игры, заимствование героев, интертекстуальность.

КИЗИ (Kesey) Кен Элтон (1935-2001) - смиренный рубаха;
ирония как способ нонконформизма, низвержение идеалов, неприятие идейного пафоса.

РОББИНС (Robbins) Том (р. 1936) - философствующий в консервной банке;
аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью.

ЗЮСКИНД (Sueskind) Патрик (р. 1949) - скромное обоняние буржуазии;
стирание граней между высоким и низким, уродливым и прекрасным.

ТОЛСТАЯ Татьяна Никитична (р. 1951) - мышиная повариха;
аллегория, ирония, социальная сатира.

ГЕЙМАН (Gaiman) Нил (р. 1960) - поддверное божество;
аллегория, ирония, интертекстуальность, заимствование образов и героев, стирание граней между реальностью и виртуальностью.

ПАЛАНИК (Palahniuk) Чак (p. 1962) - офисный грызун;
ирония как способ нонконформизма, уравнивание высокого и низкого, низвержение идеалов.

БРАУН (Brown) Дэн (р. 1964) - заточенный а Граале;
торжество принципа: история - только текст, интертекстуальность.
I'll see before I doubt; when I doubt, prove.
Аватара пользователя
Othello
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2239
Зарегистрирован: Вт окт 02, 2007 6:34 pm

Сообщение mars » Чт июн 19, 2008 4:55 pm

С удовольствием нашел в своих "сочинениях"
большинство признаков постмодернизма.
Но еще год назад даже не знал,
что "говорю прозой".
Просто писал и пишу так,
как мне нравится,
как из души идет.
mars
Активист
Активист
 
Сообщения: 340
Зарегистрирован: Пт дек 21, 2007 2:28 pm

Сообщение Othello » Сб июн 21, 2008 8:09 pm

mars
Так ведь литературные/культурные течения образуются не просто так - они лишь отражение современного им общественного мировоззрения.
I'll see before I doubt; when I doubt, prove.
Аватара пользователя
Othello
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2239
Зарегистрирован: Вт окт 02, 2007 6:34 pm

Сообщение mars » Вс июн 22, 2008 10:27 am

Ура!
mars
Активист
Активист
 
Сообщения: 340
Зарегистрирован: Пт дек 21, 2007 2:28 pm

Сообщение Лин » Вт дек 09, 2008 12:15 am

Низкий поклон за тему и за обсуждение. Возвращаюсь к старой теме, поскольку мне она исключительно интересна.

Постмодернизм - новое направление. А как быть с Джойсом? А точнее, с "Улиссом"? Подпадает под большинство определений постмодернизма, но написан был в начале прошлого века.

Просто для развития темы. Есть куча вопросов, но именно этот стал первым.
Лин
Участник
Участник
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 12:10 am
Откуда: Москва

Сообщение Othello » Вт дек 09, 2008 12:30 am

Лин
Знаете, это как с детективом. Жанр оформился лишь в 19-ом веке, хотя многие классические произведения, например Шекспира или Софокла вполне под него подпадают. Элементы постмодернизма есть во многих произведениях, написанных задолго до 20-го века.
I'll see before I doubt; when I doubt, prove.
Аватара пользователя
Othello
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2239
Зарегистрирован: Вт окт 02, 2007 6:34 pm

Сообщение Лин » Вт дек 09, 2008 12:59 am

Хорошо, бывают исключения, предвосхищающие правило.

Попытаюсь описать свои впечатления после прочтения темы:
"Ух! Что-то новенькое, раньше не слышал" -
"Вот это здорово, какие интересные мысли" -
"Это же в точности совпадает с тем, что я сейчас читаю" -
"Так... Дай-ка я почитаю писателей, о которых идет речь" -
"Да ведь и мой рассказ о том же..."
"Хорошо, а что еще можно узнать о постмодернизме..."
"Ах, так он уже прошел... Все уже написано, все цитаты уже использованы"
"А что бы вы порекомендовали прочитать человеку, знакомому с произведениями Дерриды, Кортасара, Роб-Грийе, Павича и Пригова, до сих пор желающему узнать больше о постмодернизме?" Может, я где-то ошибся с фамилиями? ))
Лин
Участник
Участник
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 12:10 am
Откуда: Москва

Сообщение Лин » Вт дек 09, 2008 1:39 am

И еще. Судя по прочитанному, постмодернизм включает в себя катастрофически много субстанций, куда входят и концептуализм, и поп-арт, и многое другое.

Пытаюсь понять, где грань между "академическим постмодернизмом" и "поп-постмодернизмом". Первый - доступен лишь для избранных и очень знающих людей, способных оценить как связь заимствованных цитат, так и "шизоанализ", включающий в себя поток сознания, как правило, неглупого человека. Второй апеллирует к общеизвестным чертам мировой культуры (соцарт, например) и использует их, не привнося практически ничего "своего".

Был бы очень признателен, ели бы вы помогли мне разобраться в этом, приведя несколько примеров на оба варианта.
Лин
Участник
Участник
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 12:10 am
Откуда: Москва

Сообщение Othello » Вт дек 09, 2008 2:06 am

Лин писал(а):Хорошо, бывают исключения, предвосхищающие правило.

Речь идет не об исключениях, а о людях, своим творчеством эти правила создававшие. Как, например, Ньютон никогда не оформил бы свои законы, не будь до него таких ученых, как Галилей и Кеплер.
I'll see before I doubt; when I doubt, prove.
Аватара пользователя
Othello
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2239
Зарегистрирован: Вт окт 02, 2007 6:34 pm

Сообщение Оксюморон » Вт дек 09, 2008 1:38 pm

Лин писал(а):Это же в точности совпадает с тем, что я сейчас читаю

Вот и я - увидел все черты постмодернизма у Набокова.
«...чтение – ваше неистребимое пристрастие. Что до пристрастий – это не самое худшее».
И. Бродский
Аватара пользователя
Оксюморон
Участник
Участник
 
Сообщения: 120
Зарегистрирован: Пт июл 25, 2008 6:12 pm
Откуда: Московская область

Сообщение Лин » Вт дек 09, 2008 4:52 pm

Оксюморон
Совершенно с вами согласен.

В таком случае, почему постмодернизм относят к концу XX века? Я так и не понял кого можно считать его основопаложником. Дерриду?
Лин
Участник
Участник
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: Вт дек 09, 2008 12:10 am
Откуда: Москва

Сообщение Othello » Вт дек 09, 2008 5:01 pm

Лин
Потому что самое понятие пост-модернизма оформилось лишь к концу 20-го века.
I'll see before I doubt; when I doubt, prove.
Аватара пользователя
Othello
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2239
Зарегистрирован: Вт окт 02, 2007 6:34 pm

Сообщение Оксюморон » Вт дек 09, 2008 5:51 pm

Лин писал(а):Оксюморон
Совершенно с вами согласен.

В таком случае, почему постмодернизм относят к концу XX века? Я так и не понял кого можно считать его основопаложником. Дерриду?

Набокова в филилогической литературе называют предтечей русского постмодернизма...
«...чтение – ваше неистребимое пристрастие. Что до пристрастий – это не самое худшее».
И. Бродский
Аватара пользователя
Оксюморон
Участник
Участник
 
Сообщения: 120
Зарегистрирован: Пт июл 25, 2008 6:12 pm
Откуда: Московская область

Сообщение Странник » Чт дек 18, 2008 1:42 pm

Пытаюсь понять, где грань между "академическим постмодернизмом" и "поп-постмодернизмом".

Как могут быть грани там где нет ни верха ни низа? Или понимание и непонимание? Это же устаревшие понятия. В чёрных дырах и квадратах нет законов, кроме разве одного - нельзя смотреть на ценности того, кто играет с ценностями других, даже если чётко их видишь. Это некрасиво.. :evil:
Странник
Активист
Активист
 
Сообщения: 682
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 3:20 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Antigona » Пн янв 05, 2009 3:45 am

А постмодернизм - это игра с ценностями других? Мне почему-то казалось, что это попытка осознать, оформить, "сконструировать" собственные, личные, без опоры на социум или традицию, исходящие из сути личности.
И в этом случае Набоков - никакая не предтеча. Он - мегареалист, наследник Бунина и Мопассана.
Antigona
Участник
Участник
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: Вс янв 04, 2009 2:55 am

Пред.След.

Вернуться в Проза

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Yandex [Bot]

cron