Страница 3 из 5

СообщениеДобавлено: Сб май 17, 2008 10:10 pm
Лесная
Я за "Бесов" голосовала. Во многом пророческле произведение. Да и не только поэтому...
Второе место отдала бы "Братьям Карамазовым".

СообщениеДобавлено: Вс май 18, 2008 9:39 pm
Amadei
Например, случалось, чтобы старики тебе дарили вещи?

Мне дарили. Книги. Одна старушка "Братьев Карамазовых подарила", хотя сама их очень любила. :)

СообщениеДобавлено: Вс май 18, 2008 9:48 pm
Maks
Голосовал за Братьев. Сильнейшее произведение. Каждый персонаж прописан так, как будто лично с ним знаком..

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 2:46 am
Amadei
А тебе самому жалко процентщицу

Вопрос адресован не мне, но...
Я почувствовала не жалость к старухе и ее сестре, а отвращение к убийству.

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 1:40 pm
Нигилист
Я за "Бесов" голосовала. Во многом пророческле произведение.
Там же реальный случай описан. В чем пророчество?

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 3:45 pm
Лесная
Думаю, это разные вещи - описать реальный случай (этим документалистика занимается) и написать роман, основанный на реальном событии. 1-я часть гетевского "Фауста", история Маргариты, тоже основана на реальном событии. Идейное содержание романа, наполнение, а не оболочка - я об этом говорила. Ведь идеи "Ставрогина" в искаженной передаче "Верховенского" - это то, что во многом определило ход событий 20-го века. И убийство Шатова - весьма показательный момент. Да и пожар в городе - во многом символическая деталь. И Марья Шатова, и гибель ее новорожденного ребенка - тоже.

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 5:21 pm
Нигилист
Как то это все сомнительно звучит. У Достоевского в каждом романе смерти детей и убийства. Тогда их все нужно считать пророческими.
А убийство Шатова- и есть реальное событие, так что сложно приписать ему некое символическое значение. Как и идеям Нечаева, которые были осуждены и самими революционерами, кстати. Можно, конечно, попытаться как-то увязать Нечаева со сталинизмом, но тогда Достоевский все одно здесь не при чем получится, так как пророческим получится само поведение и идеи Нечаева, а не их описание. На мой взгляд, конечно. :)

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 5:40 pm
Othello
Единственное пророческое утверждение в Бесах - что люди могут достигнуть полного равенства, лишь находясь в полном рабстве (шигалевщина).

К сожалению, Достоевский пытаясь высмеять социализм, выставил его в карикатурном виде, тем самым принизив опасность. А ведь уже в его время взрывались бомбы - предвестники скорой революции. Да и мещанское общество, описанное в романе, ей-Богу не вызывает ничего кроме отвращение и невольной симпатии к "социалистам".

Но по крайней мере, Достоевский занимался этой актуальной темой, в отличие от своих коллег: Чехова, Толстого, Тургенева, очевидно боявшихся бомбистов, и предпочитающие охаивать гораздо менее опасное общество мещан и аристократов. Честь ему за это и хвала.

Пришлось 130 лет ждать появления таких писателей, как Акунин, чтобы осознать, что на самом деле тогда творилось в России.

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 5:44 pm
Лесная
Нигилист, вы правы, НО мы говорим о разных вещах. Я говорю о символизме романа и о его идейной начинке, а Вы пытаетесь это увязать с конкретными событиями, описанными в романе.

Не только сталинизм. Но и троцкизм, и вообще вся нэповская и коллективизаторская эпоха, и хрущизм, и ельцинизм, и гитлеризм даже, и много чего еще. На мой взгляд, нельзя подбирать аналогии ПЕРСОНАЖАМ, нужно смотреть, как идея отражается и искажается в умах и что из этого получается в итоге. А революционеры тоже разные были. Ведь, по сути, отечественная история 1-й половины 20-го века - это история предательств революционерами друг друга.
Вот с этой точки зрения - пророческое.

Убийству Шатова символического значения я и не приписываю :) Я его приписываю пожару в городе и гибели ребенка. К тому же если у Достоевского смерти детей кочуют из романа в роман - тем более символ.

Я знаю, что говорю спорные вещи. Но ведь спорность - не значит несостоятельность?

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 5:51 pm
Нигилист
Единственное пророческое утверждение в Бесах - что люди могут достигнуть полного равенства, лишь находясь в полном рабстве (шигалевщина).
Это же не равенство. Чтобы быть рабом, нужно имень хозяина. А это- вновь неравенство.
Да и мещанское общество, описанное в романе, ей-Богу не вызывает ничего кроме отвращение и невольной симпатии к "социалистам".
Значит, описал достоверно. :) Хотя он и явно старался преподнести революционеров с самой неприятной их стороны. Недаром и Ставрогина в педофилы превратил.
Пришлось 130 лет ждать появления таких писателей, как Акунин, чтобы осознать, что на самом деле тогда творилось в России.
А понять это по историческим трудам не надежнее, чем через приключенческие романы? :)

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 5:59 pm
Нигилист
К тому же если у Достоевского смерти детей кочуют из романа в роман - тем более символ.
У Достоевского умер его горячо любимый первенец. А этот великий писатель практически в каждом своем романе описывал именно свои ощущения. Отсюда и такая достоверность его героев и некоторое однообразие их мыслей и переживаний.
Насколько я помню, убитый социалист был близким другом брата жены Достоевского. То есть об этих событиях он знал, что называется "из первых рук", возможно и приписав им некоторую символичность, которую я заметить не сумел. :)

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 6:02 pm
Othello
Нигилист писал(а):
Единственное пророческое утверждение в Бесах - что люди могут достигнуть полного равенства, лишь находясь в полном рабстве (шигалевщина).
Это же не равенство. Чтобы быть рабом, нужно имень хозяина. А это- вновь неравенство.


Поэтому Шигалев и выделял некую касту господ и огромную массу рабов. Собственно, что и случилось при Сталине под лозунгом всеобщего равенства и свободы.

Нигилист писал(а):
Пришлось 130 лет ждать появления таких писателей, как Акунин, чтобы осознать, что на самом деле тогда творилось в России.
А понять это по историческим трудам не надежнее, чем через приключенческие романы? :)


Исторические труды не дают почувствовать мыслей и образа жизни людей. Художественная литература того времени в этом плане гораздо достовернее, хотя она и преподносит все через призму авторской и общественной цензуры (как например, были табуированы бомбисты и социалисты). Литератор же, пишущий исторические бестселлеры, позволяет обьективнее понять и почувствовать описываемое время и общество.

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 6:10 pm
Нигилист
Литератор же, пишущий исторические бестселлеры, позволяет обьективнее понять и почувствовать описываемое время и общество.
То есть "Три мужкетера" позволяют объективнее понять Францию времен Ришелье, чем исторические монографии? Верится очень с трудом, если честно.

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 6:44 pm
Лесная
Нигилист писал(а):У Достоевского умер его горячо любимый первенец. А этот великий писатель практически в каждом своем романе описывал именно свои ощущения. Отсюда и такая достоверность его героев и некоторое однообразие их мыслей и переживаний.
Насколько я помню, убитый социалист был близким другом брата жены Достоевского. То есть об этих событиях он знал, что называется "из первых рук", возможно и приписав им некоторую символичность, которую я заметить не сумел. :)


Да, это так. Но ведь любой настоящий писатель не просто описывает события и свои переживания, связанные с ними. И символичность присутствует (символами я могу называть закономерности и сквозные моменты, то, что идет из глубин души и иногда помимо воли автора). потому что Достоевский много размышлял на эту тему, и в "Братьях Карамазовых", думается, мысли Ивана во многом повторяют мысли самого Достоевского. Например, рассуждение о всеобщем счастье, которое не стоит слезы ребенка? Могло бы оно быть таким "болящим", если бы в авторе не болело то же самое? А масштабность здесь уже не "семейная"...

СообщениеДобавлено: Пн май 19, 2008 6:57 pm
Нигилист
Лесная Мне все же кажется что сама история символична, а не писатели ее описывающее. Отсюда и "провидчество" Пушкина при описании Пугачевского восстания и символизм Достоевского, при описании Нечаевщины.