Страница 1 из 5

Лучший роман Достоевского

СообщениеДобавлено: Вт май 13, 2008 1:17 am
Othello
Скажу от себя, я больше всего люблю "Идиота" из-за ярких характеров, драматичных ситуаций и ослепительно-трагической развязки. Структурно роман, конечно, очень неровный, но это заглушается сумасшедшей полифонией образов и отношений. :D

СообщениеДобавлено: Вт май 13, 2008 11:57 am
mmai
Проголосовал за "Братьев Карамазовых". Мне он кажется наиболее выверенным, наиболее мастерски написанным, и персонажи яркие и разнообразные.

СообщениеДобавлено: Вт май 13, 2008 12:04 pm
Странник
Проголосовал за "Идиота". Там всё-таки действие происходит в Петербурге, а не в каком-нибудь Скотопригоньевске. :D

А если серьёзно, то для меня "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" и "Бесы" - произведения, обладающие абсолютной ценностью и практически не поддающиеся сравнительной оценке. В принципе в каждом из них своя тематика, свои вопросы... Но если отбросить в сторону философские прозрения и психологические интуиции, то в художественном плане "Идиот", пожалуй, самое сильное произведение (первая часть - настоящий шедевр, до сих пор очень хорошо помню свои ощущения при первом прочтении). Кроме того, читая "Идиота", мне даже иногда казалось, что я буквально физически ощущаю каждого из созданных Достоевским персонажей (что наверное результат потрясающих художественных способностей автора). Ну и, конечно, именно в этом произведении раскрыта тема красоты так, как она, возможно, ещё никогда не раскрывалась в мировой культуре.

СообщениеДобавлено: Вт май 13, 2008 4:55 pm
Othello
Мне пришла аналогия с симфониями Бетховена:

Бедные люди - Первая
Записки из Мертвого Дома - Вторая
Преступление и Наказание - Третья ("Героическая")
Игрок - Четвертая
Идиот - Пятая
Униженные и оскорбленные - Шестая
Бесы - Седьмая
Подросток - Восьмая
Братья Карамазовы - Девятая

СообщениеДобавлено: Вт май 13, 2008 6:12 pm
Нигилист
"Преступление" вне конкуренции. "Братья"- послабее. Остальное на порядок хуже. В "Идиоте" мастерски написана лишь первая часть.
А вот не вошедшие в опрос "Записки из подполья" я бы поставил выше "Подростка" и , тем более, "Игрока" и "униженных"

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 12:48 am
Amadei
Для меня это "Преступление и наказание". Когда в первый раз читала очень сильны были ассоциации себя с Раскольниковым(и сострадание к несчастному человечеству в целом и презрение к отдельным людям,казалось логически приводили к липкой луже крови изувеченной старухи :( ), только никак не могла понять, почему же он раскаялся. Впрочем, это чтение было не последним, когда поняла, еще больше полюбила.
Бедных людей тоже очень люблю.
Чуть менее - Братьев Карамазовых.

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 1:25 am
Othello
Нигилист писал(а): А вот не вошедшие в опрос "Записки из подполья" я бы поставил выше "Подростка" и , тем более, "Игрока" и "униженных"


"Записки из подполья", в отличие от вышеперечисленных, сам Ф.М. назвал повестью. Я не собираюсь спорить по этому поводу с автором.

К тому же, там по-настоящему интересна лишь вторая часть, первая - псевдофилософский трактат а ля Маркиз де Сад.

Лично мне очень нравятся также "Дядюшкин сон", "Скверный анекдот" и "Белые ночи".

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 1:41 am
Othello
Amadei писал(а): только никак не могла понять, почему же он раскаялся. Впрочем, это чтение было не последним, когда поняла, еще больше полюбила.

А я так и не почувствовал особенного раскаяния у Раскольникова.
Ни разу он по-человечески не пожалел ни старуху-процентщицу, ни ее сестру Лизавету, двух людей, которых он лишил жизни. Раскаяние было лишь из-за мелочности этого поступка, явно недостойного его кумира Наполеона.

Сдался он по той же причине, по которой и убил - из внутреннего тщеславия: мол Наполеона из меня не получилось, зато я все равно духовно выше прочих тварей, ибо в отличие от них добровольно наказание на себя принимаю.

Собственно, если бы из того же не сболтнул бы Соне (чему был свидетелем шантажист Свидригайлов), то и не сдался бы. Тщеславие ему не позволяло войти в зависимость к такой "твари", как Свидригайлов.

Вспомните сами, узнав о самоубийстве Свидригайлова, он пошел назад, и лишь увидев Соню, застыдился ее и все же сдался. То есть из того же тщеславия.

Короче, Раскольников как тварью был, так тварью и остался. Один из самых мерзких образов, созданный Достоевским, явное продолжение героя "Записок из подполья".

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 1:48 am
Amadei
А я так и не почувствовал особенного раскаяния у Раскольн

Мы, наверно, по-разному с вами понимаем причину его раскаяния.
Для меня ключевыми являются слова, о том, что Р не старуху убил, а себя (этакое нравственное самоубийство) Жалеет-то он все таки не старуху с Лизаветой, а себя. И эта жалость вместе с "внутренним тщеславием" и приводит его к признанию.

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 1:52 am
Othello
Я перевожу его слова об "убийстве себя", как осознание ничтожности и мерзости своего поступка. Он похоронил тем самым себя, как "Наполеона", осознав, что он - все же ничтожество.

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 2:04 am
Amadei
Я пытаюсь представить, каковы были бы результаты, существуй Р реально. И мне кажется, что раскаяние в христианском понимании этого слова было бы для него недоступно, равно как и Наполеоновский путь до конца. Если он убил себя
как "Наполеона",

значит, убит и как человек, остается жалкое существование твари дрожащей.
(этакое нравственное самоубийство)

так у Р понимание нравственности свое. Именно безнравственно, потому что не Наполеон, а не от жалости к старухе.

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 2:08 am
Othello
Вот-вот.
Т.е. у Раскольникова было два выхода из невыносимого самоосознания себя "тварью": самоубийство или самосдача.

Самосдача оказалась лучшим вариантом, тем более при поддержке Сонечки.

И кто его знает, может ужас каторги и излечил Раскольникова от разъедающего его душу тщеславия.

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 10:40 am
Нигилист
Ни разу он по-человечески не пожалел ни старуху-процентщицу, ни ее сестру Лизавету, двух людей, которых он лишил жизни.
А тебе самому жалко процентщицу? Вот ты почуствовал жалость к ней, когда Раскольников ее уничтожил?

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 11:22 am
mmai
Othello писал(а):Мне пришла аналогия с симфониями Бетховена:

Бедные люди - Первая
Записки из Мертвого Дома - Вторая
Преступление и Наказание - Третья ("Героическая")
Игрок - Четвертая
Идиот - Пятая
Униженные и оскорбленные - Шестая
Бесы - Седьмая
Подросток - Восьмая
Братья Карамазовы - Девятая


Аналогия интересная. Но "Униженные и оскорблённые" как-то плохо с шестой вяжутся. Скорей уж "Игрок".
А вообще мир персонажей Достоевского у меня скорее с симфониями Шостаковича ассоциируется.

СообщениеДобавлено: Ср май 14, 2008 12:03 pm
Нигилист
К тому же, там по-настоящему интересна лишь вторая часть, первая - псевдофилософский трактат а ля Маркиз де Сад.
Первая послужила толчком, если не основой, для возникновения философии экзистенциализма, кстати. :)