Элита как профессия
http://sorokinfond.ru/index.php?id=637
В сегодняшних разговорах об элите часто задается вопрос – а какая она должна быть? Для ответа на этот вопрос надобны образцы и вот тут возникает заминка. А между тем образцы эти совсем рядом, стоит только внимательнее оглядеться. К примеру, знакомый всем с детства фильм «Иван Васильевич меняет профессию» (по пьесе М. Булгакова) очень может помочь в разговоре об элите, так как является, в сущности, политическим памфлетом. Два представителя элиты разных эпох волею Михаила Булгакова меняются местами и действуют в предлагаемых обстоятельствах. Пусть не смущает вас разница в статусе героев, не мог же писатель вывести секретаря горкома или члена политбюро, в данном случае важен типаж. Сравнены характеристики двух государственных мужей, один управляет страной, другой – «домом высокой культуры быта», в котором угадывается вся страна победившего социализма с плановыми показателями за квартал текущего года. Эти показатели, кстати, собирается испортить Шурик своим разводом, на что и пеняет ему домоуправ Бунша. Шурик вообще не вписывается в систему дома, вечно пережигая пробки, непочтительно отзываясь о «первой леди» дома-страны («если б я был вашим мужем, я бы повесился») и проводя сомнительные опыты без разрешения «вышестоящих инстанций».
И, наконец, он совершает дикое святотатство, меняя местами, пусть и поневоле, элиту двух эпох – средневековую и дремучую на современную и прогрессивную. А мы наблюдаем за поведением этой элиты в совершенно кризисной для них ситуации. Оговоримся сразу, писатель прекрасно понимал полную невозможность физического выживания советской элиты в лице Бунши в предлагаемых условиях и потому дал ему помощника, но какого! Не второго партийного чиновника – в данном случае сумма от сложения не поменялась бы – а пройдоху и домушника. Большего унижения советская элита никогда не испытывала, хотя сама на своей заре рекла воров «социально близкими». Вот и получила – ближе некуда.
Что касается Государя Ивана Васильевича, то в нем Булгаков был абсолютно уверен и отправил его в «светлое будущее» одного – справится. На чем же была основана такая уверенность писателя? Следует сказать, что Гайдай очень бережно обошелся с текстом пьесы и многие крылатые фразы фильма именно оттуда. Давайте и мы вспомним сюжет фильма и линию поведения Ивана Грозного, поскольку именно в этом и есть суть психологического портрета настоящей политической элиты.
Итак, царь обнаруживает себя в московской комнатушке, стонет и спрашивает у растерянного Шурика, не демон ли он? Это важно – если демон, то дальнейшие действия бесполезны. Ежели человек – всё можно поправить. Машину Шурика он признает сразу, мало ли в мире диковин и кричит ему: «Так иди скорее покупай эти свои транзисторы!». Вот вам и ПЕРВОЕ свойство элиты:
Быстрая и адекватная оценка ситуации
Но царю не дает покоя оставленная держава. Он мечется и стонет: «Я тут, а у нас там крымский хан шалит на Изюмском шляхе… Отправляй меня обратно, боярин!». Ему интересен новый мир, но свой для него неизмеримо важнее. Он мучается тем, что держава осталась без управления и рвется назад, в доверенное ему прошлое. Вот и ВТОРОЕ свойство:
Крайне высокая степень ответственности
Но в магазинах перерыв и царь охотно соглашается пропустить рюмку водки, с закуской из черного хлеба с килькой. Оглядывается, говорит Шурику: «Значит, тут и живешь? Тесноваты хоромы». Шурик отвечает, что, мол, не царские, чем очень смешит Ивана Васильевича. Он расслаблен, ситуация под контролем и можно позволить себе отвлечься. Вот и ТРЕТЬЕ свойство:
Низкий порог страха и тревожности
Наконец, Шурик убегает за транзисторами и царь, оглядывая квартиру, выходит на лоджию. Вот он осматривает современную Москву и с чувством говорит: «Красота-то какая. Лепота!». Не будем разбирать городской пейзаж, в данном случае важно иное – способность воспринимать прекрасное в незнакомых формах. Это и есть ЧЕТВЕРТОЕ свойство:
Широта эстетического кругозора
Интересно, как царь обращается к окружающим. Невзрачного Шурика он сразу же величает боярином, т.е. признает в нем породу и знатность. Позже, выслушивая ну очень представительного и вальяжного Шпака, презрительно бросает ему: «Ты чей будешь?», сразу распознав в нем холопскую натуру. Молодящейся жене Бунша устало говорит «Оставь меня, старушка, я в печали». А когда та не унимается, тут же понимает: «А-а! Так ты ведьма!». Царь обладает редким качеством – он верно распознает натуру человека. А это и есть ПЯТОЕ свойство:
Умение мгновенно точно оценивать окружающих
Стоит понаблюдать, как ведет себя Иван Васильевич в незнакомых условиях. Поначалу он пулей вылетает из туалета, случайно спустив воду в унитазе, но затем очень быстро справляется с магнитофоном (даже пустив слезу под Высоцкого), говорит в трубку телефона «меня нет дома», подражая Шурику, мрачновато поглядывает на картину, где убивает своего сына, пропускает рюмочку на кухне, рубя батон колбасы кинжалом. Короче, он быстро осваивается, что есть ШЕСТОЕ свойство:
Высокий порог адаптации к предлагаемым обстоятельствам
Но царь при этом не просто сидит, сложа руки, он действует. Решает судьбу сбежавшей жены Шурика, причем решает широко, по-царски (дарит шубу со своего плеча). Позже сбегает от санитаров и милиционеров («милиция повязала, дело шьют» объяснят Шурику, быстро освоив терминологию). При этом пользуется страшным еще недавно лифтом («замуровали демоны»), нажимая этаж носом. Он действует быстро и решительно, что говорит о СЕДЬМОМ свойстве:
Умение быстро принимать единственно верные решения
На такого Ивана Васильевича положится можно и доверить ему управление – что домом, что страной. Он вспыльчив, порой жесток (посадил изобретателя крыльев на бочку с порохом – «пускай полетает»), но в нем слышится прямодушие, сильная натура и государственный ум. Характер ответственный и твердый в любых предлагаемых обстоятельствах. Чем не элита? Ответственная и национальная.
Хорошо. А что же элита советская? Засунутая в проклятое прошлое? А вот там дела плохи. Поведение Бунша не просто позорно, оно катастрофично, причем не только для него самого, но и для державы, волею судеб на время отданной в его руки. Причем советский чиновник не просто не имеет своей линии поведения, он послушно, как за мамкой, бегает за вором Милославским, отдав ему инициативу спасения. И даже при полном внешнем сходстве с царем, физиономию Бунша приходится подвязывать платком – «лицо глупое», сетует Милославский. «Лица поплосу не касаться» - обижается самолюбивый управдом (он еще и шепелявит ко всему прочему). На просьбу сделать грозное выражение, самозванец отвечает такой скрюченной рожей, что дьяк Феофан столбенеет с неподражаемым выражением и сразу не решить, у кого физиономия тупее, у Крамарова или у лже-царя (заметим, что тупее крамаровской рожи в советском кинематографе ничего не было. Но ради советской элиты Яковлев постарался)
Дальше – хуже. Принимая иностранных гостей, Бунша всё норовит подобострастно поручкаться с послом и только уголовник Жорж удерживает его от державного унижения. Но тот просит отдать Швеции земли, завоеванные Россией.
- Только-то? А я-то думал – тонким голоском шепелявит управдом – да забирайте…
Вот она – основа современной элиты: полная безответственность и равнодушие к Отечеству. И опять вор Милославский исправляет беду: «ты что это, царская морда, государственные земли разбазариваешь?». Конечно, это подчеркнутый контраст. Для Булгакова вор лучше и честнее, чем советский чиновник. Пусть он и тут же «подрезает» орден у посла – от натуры не уйдешь. Орден спер, зато целую Кемскую волость для державы сохранил.
Но и этого мало для окончательного портрета современной элиты, надобно еще пройти через чувственные удовольствия – как она себя там поведет, на честном пиру? А как и ожидалось - напился, надулся индюком, пошел рассуждать о тяготах царской службы, начал клеится к царевне Марфе да плясать какого-то дикого гапака. Короче – полный набор гуляющей номенклатуры (или нынешней политической шоблы). Кстати, позже начал оправдываться перед женой: «Царевна соблазняла, но не поддался я». Врет, гадёныш, все видели – клеился, да время не хватило – разоблачили. Потому как глас народа есть глаз Божий – «царь-то не настоящий».
В том и дело. Тот Иван Васильевич настоящий, а этот – подделка, фикция, недоразумение историческое. Но недоразумение, заметьте, рожденное не мамой с папой - системой. Те, настоящие – Россию создавали, это она поэтому сегодня одна седьмая часть суши. Великая страна под Покровом Пресвятой Богородицы. Это они всё и сделали, великие люди, любящие свою Отчизну, хранители и сыны Державы.
А эти – обо всём том и знать не знают и ведать не ведают, так, было там в истории чего-то, так мы всё умнее. Потому как современнее. Прогрессивнее. Демократичнее, если хотите. Недаром свободу осваиваем. У тех времени не было, они страну делали, а у нас время есть, мы ведь уже на страну пришли. Правда, не первые, до нас еще поэкспериментировали. Ну, что из того, что не вышло, зато весь мир до смерти напугали, народ поучили досыта. Славные уроки. Мы их запомним и пойдет своим путем.
Всё познается в сравнении. Вот сравнили элиты двух эпох и выяснилось, что место нынешней – в сумасшедшем доме. То есть именно там и более негде. Оттого простодушный Шурик и говорит Буншу: «Иван Васильевич! Когда вы говорите, создается впечатление, что вы бредите». А позже искренно удивляется: «Как! Вас уже выпустили из сумасшедшего дома?». Это приговор окончательный.
Казалось, крепок засов. Но, увы. Выпустили. И снова назначили на те же должности. И дали в помощники воров и жуликов. Так всё-таки надежнее будет. Привычнее, знаете ли.
Михаил Тарусин, лето 2008
Немного о фильме
Оригинальная пьеса Булгакова написана в 1935 году и отображает реальности 30-х, в то время как фильм был снят в 1973 году. В результате в сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие современные на тот момент реалии. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был изменен на магнитофон, а в самой машине времени используются транзисторы. Кроме того, в пьесе Тимофеев решает отправиться в эпоху Ивана Грозного, услышав передачу по радио, в то время как в фильме он уже смотрит передачу по телевизору.
Другие изменения не касались напрямую разницы во времени. Было изменено имя Тимофеева: в пьесе он Николай, а в фильме — Александр. Сделано это было для того, чтобы объединить все три фильма Гайдая («Операцию „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич меняет профессию») одним героем: бывшим студентом, а ныне инженером Шуриком. Была изменена причина поломки машины времени и процедура ее ремонта. В пьесе Милославский и Бунша отправляются в прошлое, захватив с собой ключ от машины, и Тимофеев отправляется к слесарю, чтобы сделать новый ключ, в тот время как в фильме причиной поломки является попадание в машину времени бердыша и перегоревшие транзисторы. В пьесе упоминается, что Бунша был сыном князя, но сам Бунша опровергает это, ссылаясь на то, что, на самом деле, его биологический отец — кучер Пантелей. В фильме этот эпизод опущен. Наконец, в пьесе в финале выясняется, что квартиру Шпака действительно обокрали, в то время как в фильме это остается частью сна.
Но, не считая этих и некоторых других незначительных расхождений, фильм выдержан строго по пьесе. В том числе и многие, ставшие крылатыми выражения, были придуманы Булгаковым и впервые появились именно в пьесе, а не в фильме.
На песню «Звенит январская вьюга» пробовалась София Ротару, но ее глубоко философское понимание текста не подошло для комедийного жанра фильма.
Интересные факты
В сцене допроса милиционерами Иван Васильевич на вопрос о годе рождения отвечает: «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова.», хотя Иван Грозный родился 25 августа 1530 года, а летоисчисление «от Рождества Христова» было введено Пётром I только в 1700 году. До этого на Руси вели летоисчисление «от сотворения мира».Таким образом, ответ Ивана Васильевича должен был звучать как «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира».
Шведский посол говорит не на шведском, а на немецком языке (что соответствует тексту пьесы Булгакова).
На вопрос Бунши царица отвечает: «Марфа Васильевна я». Это может быть только Марфа Васильевна Собакина, пробывшая женой Ивана IV Грозного всего 15 дней. Таким образом Жорж Милославский и Иван Васильевич Бунша находились в древней Москве в один из дней между 28-м октября и 12-м ноября 1571 года. 13 ноября Марфа Собакина умерла.
Кстати, крымский хан действительно шалил на Изюмском шляхе в 1571 году. Да так шалил, что сжег Москву в мае 1571 года. В следующем году крымский хан был разбит в Битве при Молодях.